История Театра на Таганке
В здании, которое занимает знаменитый московский театр, проводилось несколько перестроек. В 1912 году началось возведение одного из самых крупных синематографов столицы с оркестром и шикарным рестораном ‒ электротеатра «Вулкан». Проект был разработан архитектором Густавом Гельрихом по заказу купчихи Платовой и возведен на территории бывших мучных лавок, некогда принадлежавших купцу Кочергину.
Однако просуществовал кинотеатр недолго. Хотя посмотреть немое кино желающих было много, после революции и в годы Гражданской войны у заведения не хватало денег на новые киноленты, а у людей не хватало сил, чтобы смотреть кино. В 1922 году здание передали Рогожско-Симоновскому театру, которым тогда руководил Л. Прозоровский. Здесь размещался филиал Малого театра. Иногда здесь играли актеры студии имени Е. Вахтангова.
Среди них были М. Жаров, И. Ильинский и много других талантливых артистов. Народ шел потоком, чтобы посмотреть знаменитую «Копилку» по произведению Эжена Лабиша, текст которого перевел в Н. Эрдман. Через 40 лет он войдет в состав худсовета и станет одним из главных людей в театре Любимова. Сам режиссер же лишь в 1990 году сможет осуществить наконец свою мечту и поставить «Самоубийцу» Н. Эрдмана.
В 1946 году филиал Малого театра перебрался на Большую Ордынку, все помещение отдали новому Театру драмы и комедии. Возглавил его тогда один из талантливых выпускников ГИТИСа Александр Плотников, которого пробовал на роль Хлестакова сам Всеволод Мейерхольд. Все его спектакли были исполнены в пафосной и патетической манере, вполне подходящей в послевоенные годы, однако со временем поток театралов стал иссякать.
Уже в 1960-годах знаменитый московский театр стал одним из самых малопосещаемых в столице, а в 1963 году Плотников уходит из театра. В начале 1964 года театр возглавил Николай Дупак, вместе с ним появился главный режиссер ‒ Ю. П. Любимов, бывший актер театра Вахтангова. Именно он и сделал Театр на Таганке таким, каким его знают и любят сегодня жители и гости российской столицы.
Вся театральная Москва буквально ломилась на дипломный спектакль его учеников в Щукинском училище, созданный по пьесе Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана». Вместе со спектаклем Любимов привел в труппу театра своих студентов. За ним последовали новые премьеры, подкрепившие ошеломительный успех талантливого режиссера. Он запретил писать на афишах свои звания, полученные в театре, начиная с нуля путь режиссера.
Любимов всегда был истинным поклонником эпических новаций Б. Брехта. Знаменитого драматурга он ставил наравне с Шекспиром и Мольером. Став главным режиссером, Любимов установил в фойе портреты трех театральных гениев, настоящих столпов культуры ‒ Брехта, Мейерхольда и Вахтангова. Со временем местный райком порекомендовал установить рядом с ними портрет Станиславского.
Благодаря Любимову Московский театр драмы и комедии получил название «на Таганке», которое настоящие столичные театралы легко превратили в обычную «Таганку». Его уникальный стиль режиссуры буквально все в театре перевернул с ног на голову, это относилось не только к репертуару. Театр, известный в Москве своим консерватизмом, внезапно стал авангардным. Во время спектаклей здесь не было ни декораций, ни занавеса.
Буквально через 10 лет «Таганка» стала по праву самым посещаемым театральным заведением в столице. Здесь бурлила новая жизнь, постоянно возникали новые идеи. Со временем актеры стали меньше уделять внимания словам, важное значение имели музыкальное сопровождение, движения и песни. Здесь блистала целая плеяда великих и талантливейших актеров, внесших свой вклад в историю театра.
Слишком необычный и во многом нестандартный взгляд на принципы и основы театрального искусства спровоцировал проблемы Любимова с существующей властью. Завершилось это противостояние тем, что в 1984 году режиссер был вынужден проститься с любимым детищем и уехать жить за границу. Эти скитания продолжались 5 лет, а театральная жизнь в один день разделилась на «до» и «после».
Тогда главным режиссером назначили А. Эфроса, творческая концепция которого была полной противоположностью точки зрения Любимова. С наступлением в стране перестройки опальный режиссер вернулся в столицу, чтобы с новой силой возродить любимый театр. В эту пору выходит множество спектаклей, имевших у зрителей ошеломляющий успех. После смерти Эфроса в 1987 году труппу возглавил. Н. Н. Губенко.
Спустя 5 лет произошел раскол театральной труппы, уже через год появился новый театр «Содружество актеров Таганки», занявший новую сцену. В 2011 году Ю. Любимов ушел из театра, руководить им стал В. Золотухин. Через два года и он ушел в отставку по состоянию здоровья. В 2015 году театр возглавила молодая и талантливая актриса Ирина Апексимова, которая стала сотрудничать с новыми молодыми режиссерами.
В 2021 году произошло настоящее историческое событие в театральной жизни столицы. Через 30 лет после раскола было решено объединить два отдельно существовавших коллектива. Главным режиссером вновь собранной труппы был назначен Юрий Муравицкий, продолживший дело настоящих корифеев театра, создавших его истинное лицо и эстетику, раскрывших множество ярких и многогранных талантов.
Репертуар Театра на Таганке
Основным творческим направлением знаменитой «Таганки» Любимова стал поэтический театр, основанный на публицистической поэзии. Совсем не случайно режиссер ставит в репертуар спектакли на основе произведений А. Вознесенского ‒ «Антимиры» и «Берегите ваши лица». Последний был запрещен сразу после премьеры, но это лишь добавило ему популярности. Также пользовались успехом спектакли «Пугачев», «Павшие и живые» и другие.
Зрителей привлекал вольный дух поэзии публицистов, уникальные сценические метафоры, смешанные с современными аллюзиями. Постоянные аншлаги были на спектаклях «Гамлет», «А зори здесь тихие», «Деревянные кони», «Мастер и Маргарита». И конечно, огромная популярность «Таганки» открыла путь известнейшим актерам, любимым многими поколениями, среди которых Л. Филатов, В. Золотухин, А. Демидова, И. Бортник.
Многие из них стали совмещать работу в театре со съемками в кино, однако не менее легендарными становились артисты, отдавшие всю свою жизнь театральным подмосткам. Наиболее ярким примером стала актриса З. Славина, которая не имела главных ролей в фильмах, но в театре всегда была звездой первой величины, на спектакли актрисы толпами шли почитатели ее уникального таланта.
Отдельное место в истории театра занимает Владимир Высоцкий, известность его была абсолютной, как и слава всего театра. Актер с истинно скандальной репутацией обладал огромным темпераментом и уникальной разработкой образов. Критики утверждали, что знаменитый монолог Хлопуши Высоцкий исполнял за гранью возможностей человека. Его Гамлет получил гран-при на югославском театральном фестивале в 1976 году.
Особый интерес вызывает и социальный авторитет театра в те годы. Каждый новый спектакль имел все более политическое звучание. Деятельность Любимова обросла громкими скандалами, его произведения становились известными еще до премьеры. Завершением определенного этапа в жизни «Таганки» стала смерть Владимира Высоцкого в 1980 году. Тогда же в театр вернулся Николай Губенко.
В 1980-х годах спектакль, посвященный великому актеру, был запрещен к показу. Та же участь постигла и другой спектакль ‒ «Борис Годунов». В 1984 году Любимова отстранили от руководства. Главным режиссером стал Анатолий Эфрос, который восстановил «Вишневый сад», заново поставил горьковскую пьесу «На дне», «Мизантропа» Мольера. Эфрос скончался в 1987 году. Руководить театром стал Н. Губенко.
После разделения труппы вернувшийся Любимов остался работать в старом здании. С ним вместе работали известные ветераны «Таганки» В. Золотухин, А. Трофимов, Н. Граббе, Б. Хмельницкий. Появляется целый ряд классических спектаклей, а также современные постановки, которые популярны и по сей день. После отставки Любимова «Таганку» возглавил В. Золотухин, продолживший дело своего наставника.
Театр на Таганке сегодня
В 2015 году у руля «Таганки» стала И. Апексимова. Сразу после ее прихода стартовал известный проект «Репетиции», который позволил предлагать свои идеи всем желающим. Именно благодаря этому проекту в афише театра появились новые спектакли «Старший сын» и «Золотой дракон». «Таганка» стала активно сотрудничать с молодыми талантливыми режиссерами, среди которых были К. Богомолов, А. Гончаров, Д. Чащин, С. Трифонов.
В 2021 году произошло слияние двух коллективов после 30-летнего раскола. Главным режиссером театра стал Юрий Муравицкий, который поставил «День победы», возродил «Вишневый сад», создал новую версию комедии «Тартюф». Основным проектом режиссера стала образовательная программа «Портреты», созданная в память о великих корифеях «Таганки», ставших лицом театра и определившим его эстетику. К ним относятся Константин Станиславский, Бертольд Брехт, Всеволод Мейерхольд, и Юрий Любимов.
Актеры театра обладают многогранным талантом, виртуозно совмещая актерскую игру с уникальной пластикой и отличными вокальными данными. Сегодняшняя труппа известного театра в своей работе сочетает молодой творческий запал с богатым опытом известных актеров, внесших огромный вклад в развитие «Таганки». Многие молодые актеры успешно сочетают работу в театре со съемками в кино, среди них Ю. Куварзина, Ф. Котов, С. Цимбаленко. В нескольких постановках принимает участие директор театра И. Апексимова.
Особенности архитектуры и интерьера Театра на Таганке
Здание Театра на Таганке стало неотъемлемой составляющей архитектурного ансамбля всей Таганской площади. По сути своей это настоящая скульптура, выполненная из кирпича, своеобразный брутальный танец разнообразных форм и объемов. В 1972 году была начата масштабная реконструкция, которая завершилась спустя 8 лет. Архитекторы и проектировщики были удостоены званий и наград.
Новый отстроенный корпус с большим залом, вмещающим 800 человек, появился на месте ветхой застройки на угловом участке. Вначале предполагалось снести старый зал, устроив на его месте большое фойе, однако Ю. Любимов настоял на том, чтобы старый зал остался в качестве второй сцены, а фойе было отстроено заново. Новое здание театра является ярким примером архитектуры застойной эпохи.
Примечательно, что специальный красный кирпич производился на заводе в Загорске и предназначался для реконструкции Кремля, но был выделен в небольшом количестве для постройки театра. В 2015 году помещения закрыли на ремонт, поскольку возникла опасность обрушения фундамента и несущих конструкций. Проведенный ремонт позволил сохранить фасад и интерьеры, усилить безопасность здания.
Режим работы Театра на Таганке
Касса театра работает каждый день с 12.00 до 18.00 без перерыва. В дни показа театральных спектаклей касса работает с 12.00 до 20.00. Билеты можно приобрести онлайн на официальном сайте театра. Стоимость билета определяется в зависимости от спектакля. Правила посещения запрещают проход в зал в верхней одежде, с едой и напитками, домашними животными. Рекомендуется соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Адрес московского Театра на Таганке: Земляной Вал, 76/21. Добраться до него можно на метро. От станции «Марксистская», расположенной на Калининской линии, до «Таганки» всего 4 минуты пути. От кольцевой станции метро «Таганская» нужно лишь перейти на противоположную сторону улицы. На своем транспорте можно доехать до Садового кольца. От МКАД добираться по шоссе Энтузиастов или по Рязанскому проспекту.
Театр на Таганке приобрел широкую известность во всех странах мира. Нынешняя труппа актеров постоянно гастролирует по стране и за рубежом, везде спектакли принимаются одинаково тепло и душевно. «Таганка» по праву считается театром интеллигенции, праздником театрального действа, местом притяжения настоящих театралов. Истинная любовь поклонников театра пережила все потрясения и изменения, которые усилили ее во много раз.
Таганка
Как доехать / добраться до Московский театр на Таганке ближайшие остановки и маршруты гор. транспорта
Сегодня: Ещё закрыто, работаем с 12:00
mw
-
Московский театр на Таганке
-
На карте с парковками
Раскрыть карту / проложить маршрут
Остановка Таганская площадь
Таганская площадь,
рядом, меньше минуты
—
Остановка Таганская площадь
Таганская площадь,
рядом, меньше минуты
—
Остановка Метро марксистская
Метро Марксистская,
рядом, меньше минуты
Автобусов:
106, 74, М7, Т26, М27, 901, Н5
—
Остановка Таганская площадь
Таганская площадь,
рядом, меньше минуты
—
Остановка Метро таганская
Метро Таганская,
рядом, меньше минуты
Автобусов:
М7, 156, 74, М27, Н5, Т26, Т53, Б внеш., 106
—
- На карте
- Список
Оттуда — Сюда
Для построения маршрута выберите точку на карте либо в поле
ниже с
выпадающего списка
Если вы хотите посмотреть, как добраться на автомобиле до организации, перейдите в раздел: На карте
Таганская площадь
,
80 метрах, 1 мин. пешком
Таганская площадь
,
170 метрах, 3 мин. пешком
Метро Марксистская
,
320 метров, 6 мин. пешком
Автобусов:
106, 74, М7, Т26, М27, 901, Н5
Таганская площадь
,
390 метрах, 7 мин. пешком
Метро Таганская
,
400 метрах, 7 мин. пешком
Автобусов:
М7, 156, 74, М27, Н5, Т26, Т53, Б внеш., 106
Александр Константинович Плотников был руководителем театра, открывшегося в 1946 году на Таганской площади. В нем играли студенты московских театральных студий и актеры других местных театров. Премьерным спектаклем была экранизация пьесы Василия Гроссмана «Народ бессмертен».
К началу 1960-х годов театр был известен тем, что имел репутацию одного из самых малопосещаемых в столице. Редко кто стремился увидеть его представления, поскольку постановки, которые здесь можно было наблюдать, отличались безликостью и официальным стилем.
Вскоре ситуация изменилась. Юрий Любимов, известный актер театра имени Вахтангова, возглавил театр в 1964 году. Он привел с собой студентов Щукинского училища и с их помощью поставил пьесу немецкого драматурга Бертольда Брехта – «Добрый человек из Сезуана». В этой постановке дебютировали Алла Демидова и Борис Хмельницкий, которые в дальнейшем прославились.
Особенности театральных постановок:
С тех пор как Любимов стал руководить театром, спектакли на Таганке стали славится своей уникальностью и креативностью. Он решил отказаться от использования занавеса, и это придало представлениям ощущение студийности или камерности. Традиционные декорации практически не использовались — вместо них в спектакли стали включать элементы пантомимы, теневого театра и необычное музыкальное сопровождение. Выступление артистов отличалось свободой, уважением и высочайшим профессионализмом. Они всегда откровенно и прямо говорили со зрителями, наполняя каждое произведение искусства своей индивидуальной личностью.
Сегодня Театр на Таганке известен не только в России, но и во всем мире. Его постановки всегда тепло принимаются публикой. Сочетание драмы, музыки, движения и пения делает его представления захватывающими и интересными для просмотра.
В нынешнем составе прославленного театра работают народные артисты России: Иван Бортник, Александр Трофимов, Любовь Селютина, Зинаида Славина, Феликс Антипов и Юрий Смирнов. Здесь можно увидеть спектакли, поставленные по произведениям Софокла, Мольера, И. Гете, У. Шекспира, К. Гольдони, Н. Гоголя, А. Грибоедова, Н. Островского, Б. Брехта, Г. Ибсена, А. Пушкина и М. Булгакова.